↑ Вернуться: Методическая работа

Распечатать Страница

Ролевые игры

«Методика ролевой игры»

 Предисловие

Игры и игровые методы используют в своей повседневной практике почти все педагоги, ведь игра позволяет заинтересовать школьников изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и “ненавязчивой” форме. Разнообразные игры постоянно проводят педагоги-организаторы, особенно те, кто работает с детскими организациями. Это не удивительно – ведь детская организация по сути является большой игрой, в которой дети осваивают реалии взрослой жизни. Разумеется, у детской организации есть много других функций, и рассматривать ее можно не только как игру, но и, например, как часть учебной или социальной программы. Но мы прежде всего видим то, чем сами занимаемся. Поэтому коллектив авторов, работающий под эгидой Казанской молодежной общественной организации “Игровые технологии в образовании”, прежде всего заинтересован в сотрудничестве с детскими организациями со своей, профессиональной точки зрения.

Настоящий сборник, предлагаемый вашему вниманию, адресован педагогам и составлен на основе многолетней работы со школьниками при помощи методики ролевых игр. Особенность ролевой игры как дидактического средства состоит в том, что помимо учебного материала и педагогической квалификации от организатора игры требуется специальная подготовка, которая в настоящее время приобретается только с опытом или при общении с коллегами-игротехниками. Данная книга – попытка передать используемые нами разработки в виде методического текста. Но читая ее и используя в своей работе стоит иметь в виду, что искусство делать игру (как и любая другая квалификация) приходит постепенно. Если вы решили проводить игры, то не расстраивайтесь, если первые несколько у вас не получатся – работа по созданию игры очень сложна, и только по книгам изучить ее не удастся.

Спектр применения игровых методов крайне широк. В своей работе наша группа использует ролевые игры и их элементы в очень разных проектах и мероприятиях – от экспериментального курса истории до смены в загородном детском лагере, от психологического исследования до конкурса на массовом мероприятии. Эта книга содержит не только методические указания по подготовке и проведению полномасштабных ролевых игр. Часть статей посвящена использованию игровых моментов в целях, не требующих проведения трудоемкой работы по подготовке ролевой игры.

Мы надеемся, что наши читатели возьмут на вооружение наши идеи и рецепты, и работа, проводимая детскими организациями станет еще более интересной и плодотворной.

П. Шилов
Игра и игровые методы в обучении и образовании.

Осторожно, игра!
Любимое высказывание маститого игротехника.

Игра вообще.

Вначале определимся, что мы будем понимать под игрой и игровыми методами. Строго говоря, точного и всеобъемлющего определения игры дать невозможно. Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления – с игрой, как с человеческой жизнью: есть много принципиально разных, но правильных и истинных представлений об игре. Поэтому мы ограничимся указанием на несколько существенных, с нашей точки зрения, признаков игры:

  1. Игра происходит отдельно от всего остального. То есть игра обязательно отделена от жизни, от текущих повседневных событий.
  2. Игра обязательно предполагает собственную активность участников игры. То есть в игре человек действует не по заданию, не по инструкции, а только сам, на свой страх и риск, по собственному желанию.
  3. Игра – это значимое для ее участников действо. То есть, если выигрыш, удачное действие в игре для человека незначимо, то он и не играет.
  4. Игра обязательно предполагает наличие “игрового” (“или игрушечного”) производства. В игре должно быть производство, которое не производит ничего значимого.
  5. Игра обязательно предполагает двойственность отношений игроков: есть отношения игровых персонажей (формальные или “производственные”) и отношения людей, личностей.

Таким образом, мы будем понимать под игрой все, что соответствует пяти приведенным выше условиям.

Ролевая игра.

В данной брошюре речь будет вестись, в основном, о ролевых играх. Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:

  1. В ролевой игре обязательно предполагается наличие организатора игры (общепринятый термин “мастер”).
  2. В ролевой игре основным механизмом “запуска” игры является “роль” – комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

Образно говоря, ролевую игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой прописан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп “актерам”, как и что они сыграют, то и получится.

Образовательный смысл игр и игровых методов.

С нашей точки зрения, игровые методы применимы в любом обучении. Но это мнение, безусловно, пристрастное. Поэтому мы ограничимся указанием на наиболее эффективные “точки” применения игр и игровых методов.

Игровые методы необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих “практическую составляющую”. То есть, таких предметов, которые, кроме развитой теории, включают в себя нормы и процедуры практического действия. Таких, например, как право. Право, кроме законодательства, включает еще и практику правоприменения, и нельзя считать человека подготовленным в области права, если его подготовка ограничивается знанием законов. Причем мы говорим не только о профессиональной подготовке, но и об общеобразовательной подготовке. Некоторыми правовыми процедурами (подача заявления, дача показаний, использование услуг юриста и т.п.) должен владеть любой гражданин. В противном случае знание законов достаточно бессмысленно. Применение игровых методов в обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия до столкновения с “настоящей” практикой (при условии, конечно, если обучающая игра построена корректно).

Игровые методы необходимы в рамках воспитательной работы. Они дают возможность педагогу работать с такой важной составляющей личности ученика как активность. Все-таки пока средства и методы воспитательной работы ориентированы на пассивную, исполнительскую позицию ученика. Учащийся с “избыточной активностью” чаще всего является нежелательным, “плохим учеником”. Игра в этом случает выступает как относительно безопасное для общества и ближайшего окружения “пространство активности”. Но при этом, несмотря на “игрушечность” игровых форм, действие и ответственность за действие в игре “настоящее”. Негативная оценка действий в игре (как со стороны организаторов, так и со стороны других игроков) является одним из самых сильных средств коррекции поведения.

Игровые методы сами предоставляют материал для организационной и управленческой практики учащихся. По опыту нашей работы можно заключить, что важным элементом игровых программ и курсов является включение наиболее активных и подготовленных игроков в работу по организации и проведению игры. А проведение игры представляет собой достаточно сложную управленческую задачу. Человек, который провел удачную игру, очень многое приобретает в плане личного оргуправленческого оснащения. И в отличие от других профессиональных областей практики включение в работу по проведению игры является посильной задачей для учащихся.

Опасности и сложности применения игровых методов.

Как это не парадоксально, но серьезным препятствием к использованию игры в обучении и воспитании является профессиональная педагогическая подготовка и педагогический опыт.

Во-первых. Очень многие функции в работе педагога можно назвать “инспекторскими”: поддерживать дисциплину, следить за правильным своевременным выполнением заданий и т.п. В игре инспекторские функции практически являются запрещенными: они разрушают самое игру. Разумеется, организатор игры решает педагогические задачи, но в отличие от “классического” педагога он лишен возможности прямого воздействия на игроков, он не может непосредственно приказать игрокам, наказать нарушителей, объяснить как нужно правильно действовать. Задача организатора игры сделать так, чтобы игрокам “приказала, наказала и объяснила” игра.

Во-вторых. Организатор игры может только влиять на ход игры, но не может определять его. В этом смысле результаты игры, в отличие от других форм педагогической работы непредсказуемы (в смысле жестко заданного результата). Игра продукт коллективного творчества и вклад игроков в ней сравним с вкладом организатора игры. Это связано с различием типов педагогических целей игры и учебного занятия. В игре важно не освоение определенных знаний, умений и навыков (хотя и такое случается), а построение личного отношения и личного понимания прожитых на игре событий. Личное отношение не может быть правильным или не правильным, оно либо возникает, либо нет. И отношение игроков к прошедшей игре может быть совсем не таким, какое предполагали организаторы игры. В этом плане действия мастера на игре идут в разрез с принципами классической дидактики.

С другой стороны, со стороны игроков, некорректная или безответственная работа организаторов игры порождает весьма негативное явление – “игроголизм”. То есть, такое положение дел, когда игра превращается для человека в единственное пространство действия. Человек использует игру как компенсацию собственной неуспешности в жизни. Чаще всего это связано с построением игр по шаблону: в нескольких играх подряд повторяются те ситуации, из которых коллектив игроков уже научился успешно выходить. После серии подобных игр у игравших складывается иллюзия собственной “крутости” – “мы все знаем, мы все умеем”, и, как следствие, стремление действовать только в освоенной уже области – в игре.

Краткий словарь терминов.

Вводные.

Совокупность информации об игре и игровой обстановке, которая предоставляется игроку на начало игры. Фактически это объяснение игроку смысла его роли, возможностей его роли, также предоставление игроку дополнительной информации об игре и игровой обстановке, которую он должен знать по замыслу игры. Вводные бывают индивидуальными и групповыми.

Загруз

Раздача вводных игрокам. В большинстве случаев загруз является началом игры, поскольку задача мастера здесь – “ввести” игрокам в роль, сделать так, чтобы правила и ограничения роли были игроком восприняты. В этом смысле загруз – не просто раздача инструкций, а маленькая игра, где мастер должен создать у игрока ощущение тайны, опасности, трудности, с которыми игрок столкнется в предстоящей игре. Кроме того, мастеру на загрузе важно “не сказать лишнего”, не сообщить игроку нечто такое, чего он не может знать согласно своей роли.

Завязка

Заложенная в игру ситуация, потенциальная точка взаимодействия (как дружественного, так и конфликтного) игроков. Классический пример завязки – два претендента на престол. Игровой мир. Мир, в котором по замыслу мастеров происходят игровые события. Для успешной игры требуется наличие, по крайней мере двух миров. Например, одна группа игроков играет “в средневековую войну”, другая является “пришельцами” из космоса или будущего. Столкновение (необязательно военное) представителей двух или более игровых миров, собственно, и порождает игру. Игровой мир является основанием для задания в игре определенной группы ролей, имеющей свои внутренние взаимоотношения, и объединенных общим отношением к другим группам ролей, к другим игровым мирам.

Игровая разминка

Короткая по продолжительности игра (от нескольких минут до одного часа). Применяется в качестве подготовки к большим играм (для знакомства игроков с игровым миром, отработки наиболее сложных моментов будущей игры) или как самостоятельное игровое действо, например в рамках длительного игрового курса. На разминках часто обходятся минимумом реквизита и костюмов, да и времени на детальное отыгрывание поведения персонажа не хватает, поэтому вхождение в роль происходит неполное, “разминочное”.

Ключевые события игры

Ситуации, ради разыгрывания которых проводится игра, кульминация всех игровых событий. В качестве ключевого события игры выделяется нечто такое, что, по замыслу игры, обязательно должно состояться. Если организаторы игры имеют замысел связанный с проведением расследования, то в качестве ключевого события можно взять судебное разбирательство. Мастера имеют, как правило, “аварийные варианты” воздействия на игру, если ключевое событие под угрозой. Описание предполагаемого хода игры включает основные события игры и различные линии перехода от одного события к другому для разных групп игроков.

Мастер

Организатор игры, ответственный за ее проведение. Чаще всего для проведения игры требуется организованная работы группы людей — мастерской группы. Мастера как правило находятся вне игры, имеют четко оговоренные знаки отличия от игроков. В функции мастера на игре входит отслеживание выполнения правил, а также разрешения конфликтных и неоднозначных ситуаций, поэтому слово мастера на игре –закон.

Мастерский персонаж

Игрок, выполняющий на игре определенные действия по четким инструкциям мастеров. Строго говоря, он не участвует в игре, а служит ее запуску или оформлению. Остальные игроки могут не знать о том, кто просто играет, а кто является мастерским персонажем. Иногда мастера сами на короткое время выходят в игру в роли, чтобы произвести какое-либо воздействие. Их в таком случае также принято называть мастерскими персонажами.

Мастерский произвол

Некорректное вмешательство мастеров в ход игры. Действие мастеров признается мастерским произволом, если оно не обосновано “логикой” игрового мира или правилами игры. Например, если мастер безо всяких на то оснований объявляет игрока “умершим” в игре. Мастерский произвол допустим лишь при не выполнении игроками правил игры.

Материал и содержание игры

Материал игры определяет антураж, оформление игры: в каких костюмах будут игроки, какое игровое оружие и предметы будут использованы в игре и т.п. Материал игры фиксируется в оргпроекте примерно так: “играем по средневековью”, и разумеется, это означает, что должны быть средневековые костюмы, средневековое оружие и т.п. Содержание игры определяет типы игровых ситуаций: военное столкновение, интрига, расследование и т.п. На материале средневековья, например, могут быть разыграны разные по сути ситуации – право, борьба за власть и т.д. При этом средневековая жизнь и мировоззрение может быть разыграна на совершенно ином материале, например, на материале космической империи со строгой иерархией и “машинной” религией”. Содержание фиксируется в оргпроекте игры в виде набора ключевых для данной игры событий.

Организационный проект (оргпроект) игры

Совокупность всех документов и материалов, необходимых для проведения игры. Оргпроект включает: Описание мира (миров) игры, сюжет игры, правила игры, описание полигона, полный пакет вводных, описание предполагаемого хода игры и ключевых ситуаций игры.

Позиция

Функция роли в игре. Позиция предполагает выполнение игроком таких действий, которые требуют некоторых практических умений, связанных с определенной профессиональной культурой: управление, право, и т.п. “Следователь майор Пронин” есть только роль, так как игрок, принявший эту роль, может по разным не выполнять игровой работы по расследованию. Вообще, принятие роли не означает, что игрок “вытянет”, связанную с ролью позицию. В этом, собственно, и состоит “испытание игрой”. В игре достаточно распростарнены ситуации, когда фактическим главой игрового государства является игрок в роли королевского шута.

Полигон

Место проведения игры. Подготовка полигона состоит в задании четких границ игрового пространства, а также в приведении в соответствие реальных мест и помещений с виртуальными. Все игроки перед игрой, должны четко представлять границы полигона, и знать “игровую местность” (где что находится “по игре”) согласно своей роли. Часто в зависимости от полигона игры делятся на “салонные” (игра в помещении) и “выездные” (игра на местности).

Правила игры

Образно говоря, это “законы” на основе которых разрешаются игровые конфликты. Правила регламентируют условия игровой смерти, игровой болезни, – все возможные в данной игре способы воздействия игроков друг на друга. Правила обязательны к выполнению всеми игроками, это единственное обязательное требование в игре.

Роль

Совокупность правил и ограничений поведения, которые добровольно принимает на себя игрок. Ограничения роли касаются в основном игрового поведения: игрок в роли священослужителя не может употреблять бранных слов, в этом случае он просто не отыгрывает роль. Но роль не накладывает никаких ограничений на выбор цели в игре и на действие: королевский шут должен вести себя как шут, но может поставить себе игровую цель “захватить власть в государстве” и добиться этого.

Ситуация

Конфликт в игре, который не имеет очевидных для участников конфликта путей разрешения. Сложность в коллективных действиях или отношениях между людьми, не имеющая однозначных путей преодоления. Ситуации есть, собственно, то главное, ради которого делается игра. В игровой программе, как правило, закладывается возрастание сложности игровых ситуаций от игры к игре. В идеале каждый игрок должен столкнуться в игре с новой, незнакомой для себя ситуацией. Игровые ситуации, возможные и реализованные способы их разрешения являются основным материалом послеигрового обсуждения. В оргпроекте игры должны быть зафиксированы предполагаемые ситуации и их участники.

Сюжет игры

Виртуальная предыстория игры. Историческое событие, или фрагмент литературного произведения, которые положены в основу замысла данной игры. Сюжет, во-первых, определяет, продолжением чего является данная игра, что было в игровом мире, до начала игры. Во-вторых, сюжет определяет основные черты игровых миров в данной игре. В-третьих, сюжет определяет примерный состав ролей, необходимых в данной игре. Сюжет игры, в большинстве случаев известен всем игрокам, но возможен вариант, когда разные группы игроков имеют разные представления о сюжете.

С .Двирник, Л. Смеркович
Сценирование ролевой игры

При подготовке ролевой игры наряду с созданием сюжета необходимо выделить еще один важный этап – расстановку людей по игровым местам. Эту работу мы будем называть разработкой сценария или сценированием. Сценирование игры подразделяется на две части: 1) составление сценария на бумаге, т.е. распределение ролей между людьми с учетом их личных характеристик; 2) введение людей в игру, под которым мы понимаем построение особых “мостиков”, по которым человек входит в игровой мир, становится игроком.

Для осуществления сценирования на бумаге необходимо определить, какие роли являются ключевыми (т.е. предполагающими активные действия персонажей), а какие – второстепенными. Затем в коллективе, для которого делается игра выделяются наиболее активные люди, и ключевые роли распределяются между ними с учетом личных склонностей будущих игроков и их отношений. Так, например, реальному лидеру лучше предоставить статусное место (короля, вождя и т.д.) либо предоставить ему возможность занять это место непосредственно в игре, дать ему побороться за желаемый статус (роль претендента на престол, одного из соруководителей фирмы с претензией на единоличное руководство и т.п.). Напротив, человеку, склонному к анализу происходящего, но не рвущемуся быть центром внимания, можно предоставить место, на котором необходимо разгадать какую-то загадку, понять нечто необычное.

Обычно такое распределение происходит интуитивным образом, особенно, если коллектив является для организаторов игры хорошо знакомым. Можно просто сопоставлять тех персонажей, которых создали в процессе создания сюжета, и будущих участников игры, представляя, кто на каком месте будет “лучше смотреться”. При этом, если игра преследует не только развлекательные и общеразвивающие цели, но и образовательные, можно выделить часть сложных ролей (в том числе и ключевых), на которые ставятся люди, не обладающие необходимым для выполнения игровых задач оснащением. Нужно понимать, что в таком случае роль скорее всего будут сыграна не лучшим образом, но потом можно будет обсуждать с этим человеком причины его провала и возможные способы действия в ситуациях, подобных игровой. Единственная опасность для игры в данном случае – что человек будет действовать привычным для себя образом, т.е. несовместимо со своей ролью, и игра пойдет не туда, куда необходимо организаторам. Поэтому приходится продумывать способы воздействия на игру для корректировки подобных ситуаций.

Для людей, не имеющих навыков собственного действия, в игре обычно отводятся периферийные места, допускающие позицию наблюдателя, не вмешивающегося в ход событий, или выделяются места “при ком-то”, например, секретарь, слуга, младший брат, подчиненный ключевого персонажа. Иногда можно для запуска игры поставить статусного и активного человека на периферийную роль, зная, что он будет прилагать все усилия, чтобы занять более подходящее для себя место, и этим провоцировать разворачивание игровых событий.

При распределении ролей можно и даже нужно предоставлять игрокам выбор роли, интересоваться их пожеланиями, во что они хотят поиграть, и подбирать роли c учетом этого. Жесткое распределение ролей по усмотрению организаторов игры применяется в основном в случае образовательных игр, когда роли раздаются с учетом личных траекторий развития учащихся, при наличии четкого представления об их зонах ближайшего развития.

После того, как игровые места заполнены в мысли организаторов, переходят ко второму этапу сценирования, уже с участием будущих игроков (хронологически эти работы могут вестись параллельно). Для введения человека в роль, превращения его в игрока, существуют три основных способа:

  • Установка.
  • Театрализованное действие.
  • Предварительная игра.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Под установкой мы понимаем текст, который передается мастером в процессе подготовки человека к игре. Установка может быть как устной, так и в письменном виде. Разделяют общую установку, которая делается перед началом игры для всех игроков, личную и командную установки (последняя делается, если в игре есть четко выделенные группы с различными задачами).

К общей установке относятся правила игры и та часть информации, которая известна всем игрокам без исключения. Функции общей установки:

  • очертить границы игрового мира (т.е. задать систему ограничений и условностей игры, например, правило, что какая-то часть игрового полигона является непроходимым болотом, и чтобы пройти его по игре, нужно знать особые приметы дороги или искать проводника);
  • дать представление о типе игрового мира (в ряде случаев достаточно указания на историческую эпоху или книгу, по которой готовится игра; всем понятно, что если игра делается по раннему средневековью, то рекламы, бизнеса и предвыборных кампаний там не будет; иногда мир игры приходится описывать очень подробно, указывая законы, типы отношений между персонажами, вводя термины и понятия; это необходимо делать в случае, если мир данной игры совершенно не знаком игрокам (тогда кроме установки необходимо читать лекции по культуре игрового мира), и (или) когда мир игры устроен очень сложным образом);
  • задать набор возможных в игре действий (это как правило достигается описанием ситуации на начало игры; если текст установки составлен качественно, то человек еще до игры представляет, что на игре можно делать, а что – нельзя).

Личная установка включает в себя информацию, которая касается персонально той роли, которая предлагается данному игроку. Она состоит из:

  • указания места персонажа в игровом мире (сюда относится личная история персонажа, его социальное, семейное и прочее положение в игровом мире; очень важный момент – игровое имя, которое может быть предложено мастерами или выбрано игроком самостоятельно; имя – это часть роли, знак того, что игрок отделяет от себя персонажа и будет играть “в другого человека”);
  • знаний о мире, которыми обладает персонаж (это знание может дополнять то представление, которое передается на общей установке, либо прямо противоречить ему; в последнем случае необходимо жестко фиксировать, что определенная часть общей установки данного игрока не касается);
  • игровой задачи, которую необходимо выполнить игроку, и тех средств, которые ему даются для ее выполнения (например, дополнительная информация, особые возможности и т.п.; в случае начинающих игроков можно указать несколько способов действия, которыми допускается пользоваться в данной игре).

Командная установка фактически по функциям совпадает с личной, только вместо отдельного персонажа имеется в виду группа.

Основное требование к любой установке – ее понятность. При выполнении установки важно следить, как человек понимает предлагаемый ему текст, и не допускать ни единого момента непонимания. На все вопросы игрока необходимо отвечать (если он не спрашивает о вещах, которые по игре ему знать не положено), если они не возникают – это признак, что человек не воспринимает установку и нужно выяснить, что именно ему неясно.

Следует отметить, что установка перед игрой оказывает огромное влияние на ход игры. Люди будут играть только в то, что вы им скажете (за исключением случаев, когда вы имеете дело с очень опытными игроками), поэтому текст установки нужно составлять очень тщательно и еще внимательнее следить за тем, как его понимают. Как правило, большинство поворотов игры, противоречащих замыслу создателей, связаны с некорректной установкой или с ее дефектами. На установке важно ничего не забыть и одновременно не затянуть ее, не перегрузить информацией, иначе часть сказанного (или написанного) просто забудется и не будет использована в игре.

При проведении небольших игр, рассчитанных на 10-20 игроков и время в пределах часа, чаще всего ограничиваются установкой, не прибегая к другим способам введения в игру. В случае длительных, сложных игр часто используют организацию театрализованного действия, которое может быть подготовлено как силами мастеров, так и без их участия, самими игроками. В качестве примера чисто мастерской театрализованной работы можно привести инсценировку игрового преступления. Начало игры организованно таким образом, что ряд действий, совершаемых преступниками, видят те персонажи, которые должны в игре занять места свидетелей. Разумеется, с некоторыми из игроков существует предварительная договоренность о том, что они должны делать, а правила должны как-то ограничивать местоположения и передвижения игроков по плацдарму, чтобы кто-нибудь не увидел лишнего. Иногда подобные действа приходится репетировать и выверять по секундомеру и с рулеткой каждый шаг задействованных персонажей.

Более простой вариант театрального сценирования можно подготовить силами игроков. Например, игра должна начаться с коронации, принесения присяги, обряда и тому подобных вещей. Порядок проведения этого эпизода может быть разработан и без участия мастеров или при их консультировании.

Театрализованное действие всегда служит дополнением к установке, а не заменяет ее, но с помощью такого эпизода иногда легче ввести людей в игру, нежели долго им что-то объясняя. Театральный вариант сценирования помогает людям почувствовать игровой мир, ощутить себя его жителями; в то же время мастера могут использовать этот эпизод для выдачи определенной информации, задания норм поведения и пр. При проведении театрализованного сценирования очень важна красота костюмов, антуража, действия, заставляющая переключить внимание участников игры на игровые реалии.

Наконец, последний вариант введения человека в игру заключается в проведении мини-игры с отдельным игроком или группой. В этом случае также происходит установка, но мастер выступает не в качестве человека “вне игры”, а в роли персонажа, который беседует с игроками. Использование подобной игровой установки особенно эффективно, если предлагаемые роли хорошо понятны игрокам. Например, если им предстоит играть самих себя, а мастер просит их представить, что им встретился человек, которого он довольно подробно описывает и начинает общаться с игроками от его имени. Несомненное достоинство такого способа введения в игру состоит в том, что игровая форма предъявляется еще до начала основной игры, и представления, знания, оснащение, необходимое для игровых действий передается человеку более легким, ненавязчивым образом, нежели в случае обычной установки. Чисто психологически задавать вопросы персонажу легче, чем мастеру, к тому же, если игровая установка построена удачно, включение в игру происходит как бы само собой, поскольку чтобы начать взаимодействовать с персонажем, представляемым мастером, необходимо самому принять роль.

Следует заметить, что игровая установка является довольно трудоемкой работой, так как требует придания установочному тексту игровой формы, т.е. по сути создания маленьких игр по числу игроков. Еще одна сложность, которая часто возникает при использовании игровой установки – преждевременный запуск игры. Это связано с уже упомянутой легкостью включения в игру при помощи игровой установки, активный человек начинает действовать сразу после окончания разговора с мастером или даже во время него. Иначе говоря, запуская игру, всегда необходимо понимать, что ее последствия зачастую непредсказуемы, а контролировать много маленьких игр ничуть не легче, чем одну большую.

В заключение отметим, что вся работа, связанная со сценированием, как правило приходится на заключительный этап подготовки игры и поэтому нередко на нее не хватает сил и времени. Хотим предостеречь начинающих мастеров: ни в коем случае не оставляйте вопросы, связанные со сценированием на потом, лучше продумывайте их еще на этапе разработки сюжета. Самые лучшие замыслы погибают на играх, не реализовавшись, если в ролевую структуру игры не удалось включить игроков.

П. Скулачев (Москва)
«Шестеренка ролей».

«Шестеренка ролей» — простейший метод, позволяющий исключить дисбаланс ролей (т.е. перегруженность задачами у одних игроков и нехватку задач — у других) на этапе подготовки РИ. Выражаясь математическим языком, он состоит в построении и анализе графа, где вершинами служат игроки (и соответствующие им роли), а дугами — взаимосвязи между игроками. Для примера будем рассматривать гипотетическую ролевую игру, строящуюся на сюжете сказки «Три поросенка».

Прежде всего, надо построить вершины графа — выписать и расположить по кругу (чтоб удобнее было потом чертить взаимосвязи) все роли, имеющиеся в игре. В данном случае это Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф и Волк.

Затем будем соединять вершины по следующему принципу: если для выполнения задачи данного игрока требуется взаимодействие с другим игроком, то соответствующие вершины соединяются стрелкой с началом у активного (выполняющего задачу) и концом у пассивного (необходимого для выполнения задачи) относительно задачи игрока. Обычно на стрелке пишется номер и для этого номера отдельно выписывается суть задачи (завязка вводной). В нашем примере завязок мало и используется тип линии.

Описанный выше процесс повторяется для всех задач. В нашем примере таких задач две: Волк хочет съесть всех поросят (сплошная стрелка) и Наф-Наф агитирует других поросят строить каменный дом (пунктирная стрелка). Заметим, что на схеме отображаются только «первичные», «активно-позитивные» задачи, но не задачи типа «поросята не хотят быть съеденными», т.к. эта задача является следствием активности игрока играющего Волка.

В результате получается схема (см. Рисунок). Теперь, пользуясь построенным графом, легко увидеть потенциальные дисбалансы в ходе игры: слишком много концов стрелок означают, что игрок является ключевым и от него сильно зависит протекание игры (следовательно, в этом месте не должно быть никаких сбоев), слишком много начал стрелок означает перегруженность игрока, слишком мало концов — «провис» (недогруженность). В данном случае видно, что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф «провисают» по деятельности, фактически не имеют задач на игру, а Волк — чрезмерно перегружен завязками.

Следует отметить, что более глубокий вариант анализа на основе «шестеренки» (выявление изолированных друг от друга групп игроков, балансировка в зависимости от уровня предполагаемых участников и т.п.), а также построение дополнительных «шестеренок» разной степени детализации (например отдельно для стран, городов внутри страны и отдельных людей внутри города) позволяет получить достаточно точное представление о предстоящем ходе игры, а следовательно, предоставляет большие возможности по корректировке и планированию РИ.

П. Шилов
Образовательные элементы в игре.
Схема «НЛО»

При проведении игры необходимо учитывать одно важное обстоятельство: коллектив игроков разыгрывает в игре только то, что «на себе несет». Материал сюжета, структура ролей не могут заставить игроков действовать (действовать, а не вести себя) так как должны действовать их персонажи «на самом деле». Для детских и молодежных коллективов характерно воспроизводство в игре коммунальных (или индивидуально-личностных отношений). Чисто развлекательная игра практически всегда сводится к той или иной разновидности «игры в войну» — к личностному или личностно-групповому столкновению людей с использованием игрового оружия и других игровых вещей. Принадлежность (по сюжету) к некоторому «народу» (эльфы, орки и т.п.), или некому государству , или другому игровому образованию играет роль отличительной метки, лейбла, такого же как, например, спортивная форма.

Сюжет, ролевая структура игры могут определить лишь то, насколько увлекательной и интересной будет игра, но никак не содержание основных игровых конфликтов.

Игротехническое замечание.
Чаще всего в ролевой игре наибольшей опасности подвергается наиболее успешный в данный момент игрок. Для опытного игрока в ролевые игры «убить героя дня» — просто дело чести. И какие-то рациональные тактические соображения здесь не при чем. Успешного игрока стараются уничтожить даже в том случае, когда он не является прямым игровым врагом или даже просто конкурентом. Ролевая игра — это состязание и самый высокий статус имеет тот, кто «побеждает любого». Отношение игрока к людям и событиям в игре сродни миропониманию рыцаря (причем не настоящего, а эпического рыцаря): есть сильный противник — с ним надо сразиться, не корысти ради, а чтобы выяснить, кто сильнее.

Чтобы придать игре образовательный характер требуется принципиальным образом изменить содержание хотя бы части игровых конфликтов. В игре должно состояться столкновение с некой культурной или социальной формой, столкновение не с другой личностью, с «безличным», но действительным и действующим явлением: системой права, культурой и нормами исследования, культурой управления или исторически определенным мировоззрением. Ответ на вопрос: С чем, кроме действующих личностей столкнуться игроки в игре? — определяет предметность образовательной игры. Образовательная игра предполагает, что игроки стакиваются в игре с чем-то иным, нежели коммунальные, личностно окрашенные конфликты. Если такое происходит, и игроку явлено нечто, что действует не на основе личностных предпочтений, то возникает ситуация, которая может быть на послеигровом разборе развернута как образовательная.

Игротехническое замечание
В ролевой игре «Твари» ставилась задача предъявления игровому коллективу первобытного мира и первобытного миропонимания. Имелся в виду самый существенный для организаторов игры момент: восприятие первобытным человеком мира как сложной совокупности враждебных и дружественных сил принципиально не познаваемой для человека, и отношение к культовым обрядам как к единственной возможности выжить в опасном и неизведанном мире. Коллектив игроков, сохраняя поведенческие и этикетные правила игры, начал втягиваться в многосторонне «силовое» столкновение: вооруженные копьями (разумеется игровыми) команды игроков были готовы приступить к военным действиям. При этом игроки (практически все игнорировали необходимость обрядовых действий и тот факт, что сражение начнется на культово запретной территории. Сюжетные линни, командные и личные вводные, в которых информация о мире и нормах жизни персонажей, конечно, содержалась, привели игру к единственно возможной кульминации — сражению нескольких племен. И в этот момент мастера выпускают на плацдарм игры «тварей как кару духов за человеческую самонадеянность». Наличие неуязвимых «тварей» совершенно меняет характер игры: «простое» военное столкновение становится невозможны.

В данной конкретной игре удар был слишком сильный для игрового коллектива, и «твари» по сути «закрыли» игру — игроки не могли ничего сделать в столь сложной для себя ситуации. Причем, игроки не сумели противостоять не личности — другому игроку, а некой силе, которая заведомо превосходит игровые возможности каждого и коллектива в целом. Но этот игротехнический ход обеспечил послеигровое обсуждение в нужном для мастеров направлении. Так как коллектив попал в ситуацию, характерную для первобытности: неизбежное столкновение с силами, неизмеримо превосходящими возможности человека.

Вообще, под «НЛО» мы будем понимать любого персонажа игры, который действует исходя из не- (или вне-) личностных оснований. Что-то вроде персонажа трагедии в духе классицизма : «Честь превыше любви, а любовь превыше жизни».

«Нормальный» игрок всегда настроен на победу. (Собственно, если такого настроя нет, то нет и игры. Представьте себе игрока в шахматы, который не стремится к победе.) То есть, в основе действий игрока лежит индивидуальное, человеческое стремление победить игрока-противника, оказаться личностно сильнее его. Игровое столкновение людей всегда очень личностно и является хорошим «пробным камнем» воли, характера, способов понимания и действия, но только в среде человеческих отношений. В этом смысле Остап Бендер является идеальным игроком. Настоящий игрок (не мастерский персонаж) практически не может руководствоваться в игре ничем, кроме ситуативной необходимости. Игра не допускает внутрь себя ничего подобного морали («это же игра — поиграю в злодея»), права («буду в игре преступником») и иных вне личностных оснований действия. «Не допускает» в данном случае означает, что игрок (настоящий, не мастерский), действуя таким образом, проигрывает.

«НЛО» как игровой прием позволяет включить в игру необходимые, с точки зрения мастеров, внеличностные элементы: право, профессиональные способы работы, исторические представления и т.п.

Игротехническое замечание
В ролевой игре «База ПКО» в технологическом мире далекого будущего появляется «нечто», что не встроено в сложившиеся в игре «силовые» отношения сторон: неожиданно начинает «работать» полностью автоматизированный замок — осколок уже исчезнувшей космической империи, которая (как и всякая империя) была основана на феодальных принципах жизни. Для игроков этот замок, естественно, просто странное строение, про которое мало что известно. И вот в обстановке близкой к современным молодежным отношениям явлен персонаж, который ведет себя как дворецкий феодального замка. Он неуязвим, его нельзя просто победить, а договориться с ним или использовать его в своих интересах можно лишь приняв его «правила игры», например: «присягнуть на вассальное служение». Эта игра проводилась для предъявления коллективу феодального мировоззрения.

Задача «НЛО» заставить игроков начать действовать с учетом чего- иного, нежели личностные установки или амбиции, и тем самым «по действию» предъявить образовательное содержание игры.

 

Постоянная ссылка на это сообщение: http://altinf.akipkro.ru/?page_id=652

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>